ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ,

EX/IN, Новый взгляд на дом и сад, №5 май 2016

Наталья Борисова и Евгений Корнеев – герои, у которых есть чему поучиться. За 12 лет существования бюро «NB-Garden” они вырастили множество садов, прочитали десятки лекций, а уж если они участвуют в конкурсе – то это всегда среди победителей. За этим стоят стиль, открытость всему новому, колоссальный труд. Европейский почерк, но абсолютно русское мироощущение.
Нам удалось поговорить с Натальей в начале ландшафтного сезона.


- Наталья, русский сад – каким вы его видите?

Мне кажется, русский сад - это романтический образ, поэзия и живопись, но и здоровый рационализм тоже присутствует. Это тенистая аллея – липовая или березовая, такое бунинское настроение, и гамак или беседка для отдыха. Заросли жасмина, сирени и шиповника и плодовые деревья с огородом. Но Россия большая, поэтому под Петербургом будет один сад, как мне кажется, строгий и монохромный, в Москве – более яркий, живой, чуть запущенный, а в Самаре совершенно иной. И настроение будет разное, и цвет, и фактура. Конечно, я утрирую, но местные условия очень влияют на стилистику и подбор материалов и растений.

Если говорить о современных русских садах, то будущее за «природными» садами – такова мировая тенденция. При этом необходимо использовать наш ассортимент, дикорастущие растения Российской флоры. У нас в стране богатейшая флора. Мы недавно были на Кольском полуострове, в ботаническом саду собрана потрясающая коллекция дикоросов. В природе есть, в ботанических садах есть, а в Российских питомниках видовых растений практически нет, или очень мало. Пришло время оценить дикорастущие местные растения, сориентировать питомники в этом направлении, начать с ними диалог и взаимодействие. И тогда наши сады будут иметь свое лицо, свой неповторимый облик, русский стиль.
Кстати, этой проблеме мы посвятили недавний семинар «Многолетники начинают и выигрывают». Посадки «новой волны» очень близки образу русской природы, бескрайним полям и лугам. Русский сад это замес поэтичности и функционализма. Поэтому он еще обязательно плодовый. Яблони, груши, смородина - это очень по-русски, чтобы не только красиво, но и полезно.

- Каков состав минимального плодового сада?

На семью достаточно двух яблонь. Можно взять летний и осенний сорта. Добавить две сливы, две груши – всего по паре. Не забыть про смородину, крыжовник, малину. На юге и юго-западе московской области можно смело сажать черешню, есть устойчивые сорта для Подмосковья! Вишню я бы не стала рекомендовать, хотя, мне кажется, это вопрос микроклимата и почв. У нас есть проект в Домодедовском районе, на известняках. Так там косточковые культуры чувствуют себя превосходно! Чего не скажешь о гортензиях.

Чем дополнить классический набор?

В плодовом саду не забудьте про жимолость – это сама ранняя ягода в Подмосковном саду. Актинидия коломикта – красивая лиана и полезные плоды – она прекрасно себя чувствует в полутени, с северной стороны зданий. Так же интересен лимонник, а какой нежный аромат у него при цветении! Под пологом плодовых деревьев можно смело сажать мелкоплодную землянику – она выносит полутень.

В ваших проектах много декоративных яблонь…

Очень люблю эти прекрасные растения. Яблони великолепны в любое время года. Для меня весна – это в первую очередь цветение яблонь. Осенью, обсыпанные яркими плодами яблони так же чрезвычайно декоративны. И птиц привлекают в сад. Я не поклонница краснолистных форм, летом они мне кажутся мрачными. Самые любимые сорта – это белоцветковые с маленькими яблочками, например, яблоня декоративная Эверест. Кстати, их тоже можно использовать для варенья и компотов. И необыкновенно хороша яблоня 'Bob White', по осени радующая золотом мелких ярких плодов.

Принцип вашей работы – учитывать «дух места».

Образ сада, или идея сада, основываются именно на «духе места» . Стиль сада практически всегда связан с архитектурой дома, но не только – учитывается его местоположение, микроклимат, рельеф, окружающий ландшафт, существующие экосистемы, и конечно, же личности владельцев. Мелочей здесь не бывает. Планировка, материалы, малые архитектурные формы, растения – все должно соответствовать друг другу и общей идее проекта, только тогда сложится единое целое. Когда мы работаем над проектом, мы всегда даем название саду, в котором стараемся выразить образ, который мы здесь нашли. Иногда мы придумываем его сразу, иногда название приходит в процессе. Стараемся, чтобы сад был цельным, образным. Проект перестает быть набором растений и сооружений, он обретает идею, сюжет и развитие, истории, образы, ассоциации.

-Наталья, работа с какими объектами доставляет Вам больше удовлетворения?

Люблю все свои объекты. Но больше всего мне нравиться работать на участках со сложным рельефом. Очень люблю подготовку проекта вертикальной планировки участка, и чем сложнее рельеф, тем интереснее работа. Исторически сложилось, что мы много работаем на лесных участках, где стараемся сохранить лесную экосистему. И у нас это неплохо получается. Можно даже сказать, что работа на сложном рельефе и лесных участках стала нашей специализацией.

Но мы много и с удовольствием экспериментируем с современными посадками многолетних травянистых растений, злаков. Эта тема становиться все более востребована заказчиками. И это очень здорово, потому что позволяет расширить художественные возможности ландшафтного дизайнера.

-В последнее время Вы активно выступаете с лекциями и учебными курсами в Москве, Минске, Алматы, Киеве. Насколько сложно совмещать образовательную деятельность и практику?

Сложно, конечно. Но я считаю, что образовательная деятельность дает возможность не только делиться опытом, но и посмотреть со стороны на свои работы, развиваться творчески, двигаться вперед, не застаиваться. Сегодня оказались востребованы авторские семинары профессионалов, на которых практикующие специалисты могут рассказать о своих принципах и методах работы, своей философии.

Вы участвуете в различных выставках и конкурсах. Что Вам это дает?

Такие события как выставки и конкурсы способствуют подъему отрасли в целом. Это прекрасная площадка для профессионального общения, которое необходимо, как воздух. Это возможность показать потенциальному заказчику интересные решения, современные технологии, новые материалы.

 

 

Елена Гуляева, журнал IN/EX