Там, где Восток встречается с Западом
(Тропический сад дворца Монте о. Мадейра)
("Ландшафтный дизайн" № 5/2014)



Есть на острове Мадейра парк, который указан во всех путеводителях, как главная достопримечательность этого райского острова. Это Тропический Сад Дворца Монте (Monte Palace Tropical Gardens).

Сад раскинулся на вершине холма над Фуншалом - столицей острова Мадейра, куда можно легко добраться на фуникулере, наслаждаясь великолепными видами на океан и город. Площадь парка 7 га, но за счет сложного рельефа, оврагов, склонов, мостов и разнообразия архитектурного и растительного наполнения, смешения культур и стилей, сад кажется значительно больше.

Здесь восток встречается с западом, восточное искусство садоводства сочетается с европейской ландшафтной архитектурой, красные мосты соседствуют с бело-синими португальскими изразцами, пруды с карпами кои с замшелыми акведуками, а пагоды и драконы с амфорами и вазонами.

Этот фантастический сад имеет не менее интересную историю, уходящую корнями в 18 век.

Много лет назад эта земля принадлежала святым отцам аббатства Фуншала, после конфискации их наделов в 1760г. и продажи с аукциона, сменила несколько названий и владельцев, каждый из которых оставил свой след в облике усадьбы. Британский Консул Чарльз Мюрей, внес свой вклад устройством «левады» - уникальной оросительной системы, рукотворного канала, используемого на Мадейре для сбора и доставки воды из влажной северной части острова в более сухие южные области. Строительство дома начал следующий владелец усадьбы Альфред Гильерме Родригес. Вдохновившись Всемирной выставкой 1900 года, проходившей в Париже, главенствующим стилем которой стал ар-нуво, и архитектурой замков Рейна, Родригес построил в 1900 году дом, названный Monte Palace. Дом, по размеру действительно больше напоминающий дворец, слишком большой и дорогой в эксплуатации для личной резиденции, в марте 1904г. был превращён в роскошный отель. Великолепный, по описанию очевидцев, курортный отель привлекал путешественников своим парком с прекрасными видами, каскадами и озером, с водными забавами, где гости могли совершать романтические прогулки на лодке. Вторая мировая война, отголоски которой достигли далеких берегов Мадейры, привела к банкротству гостиничного бизнеса, совпавшего со смертью Альфреда Родригеса, и в 1943 году отель перестал функционировать.

Новая история парка началась в 1987 , когда Monte Palace Hotel покупает один из крупнейших предпринимателей Португалии Хосе Мануэль Родригес Берардо и передает усадьбу в фонд, который он создал и назвал своим имени. Родившийся на Мадейре, в небогатой семье, Хосе Берардо, в возрасте 18 лет уехал на заработки в Южную Африку, где сумел заработать состояние. Вернувшись на родину богатым человеком и увлеченным коллекционером, он начинает создавать парк, в котором отразились его интересы и предпочтения.

Мягкий субтропическо-средиземноморский климат Мадейры, сформированный под влиянием течения Гольфстрима, и плодородная почва благоприятствуют росту и развитию экзотических растений, привезенных на остров. Чтобы экзоты не вытеснили хозяев, два гектара земли были отведены под восстановление аборигенных видов растений, произрастающих на Мадейре.

В 1991 сад был открыт для посещения. Вход в парк начинается с самой верхней его точки, где посетителей встречает пара оливковых деревьев, привезенных с материка.

Климат Мадейры не очень подходит для этого вида растений, но эта пара выглядит вполне довольной островной жизнью, привольно раскинувшись на крыше здания, органично вписанного в холм. Перед входом в здание привлекают внимание каменные скульптуры, в которых сразу угадываются Африканские мотивы. Это музей современного Африканского искусства, где собрана уникальная коллекция скульптур художников Зимбабве. Этажом ниже, словно в огромном гроте, скрытом в недрах земли охраняться сокровища, созданные самой природой – выставка коллекции минералов «Секреты матери природы», собранная Хосе Берардо, в которую входят около 700 образцов минералов с различных континентов. Разнообразные формы камней, играющие всеми цветами радуги, зачаровывают, кажется, что попадаешь в царство Хозяйки Медной горы.

Из музея спускаемся в таинственный тенистый овраг, словно попадаем в парк Юрского периода, со стволами упавших деревьев и бурной тропической растительностью. В парке собрана одна из крупнейших коллекций саговников (цикасов) в мире, их насчитывается около 700 штук, относящихся к 60 видам. Цикасы, которые называют «живыми ископаемыми», привезенные главным образом из Южной Африки, – очень непростые в выращивании растения. Увидеть такую обширную коллекцию саговников – большая удача для людей, увлеченных ботаникой.

Продолжая движение вниз по оврагу, склоны которого покрыты разнообразными азалиями и папоротниками, попадаем в часть сада, где царит Восток. Об этом сразу заявляет красный цвет мостиков и перил, контрастирующий с темной зеленью. Красный цвет малых архитектурных форм сразу создает образ Восточного сада. Образ многократно усиливается огромным количеством буддийских скульптур, каменными фонарями и скамейками, маленькими прудиками с замшелыми камнями, по которым так хочется пройти, мостиками и дальневосточными растениями. Вдохновленный поездкой в Японию и Китай, Хозе Берардо создал необыкновенный парк, в котором собрал коллекцию экзотических растений и животных, разнообразных скульптурных элементов, связанных с восточной и буддийской тематикой.

Во время поездки в Японию, Хосе Берардо был заинтригован историей социальных, культурных и коммерческих отношений между Португалией и Японией. В 1993 году отмечалось 450-летие прибытия португальцев в Японию. Этому интересному историческому событию была посвящена скульптурная композиция (панель), выставленная в парке. Это художественное произведение аргентинского художника Альберто (Alberto Cedron), на тему «Приключения португальцев в Японии», состоящее из 166 ярких металлических пластин, очень органично вписывается в окружающий пейзаж.

Огромный пласт португальской культуры представлен в саду коллекцией португальских изразцов –«азулежу», или «азулейжос» (azulejo), с иллюстрациями к истории Португалии. Бело-голубые панели с изразцами придают саду легкость и изящество, нисколько не диссонируя с восточной темой сада.

Синий цвет словно отражает небо и водную гладь озера в центре парка, создавая переход к водному саду Альфреда Родригеса.

Водная крепость с водными пушками, испускающая струи воды в окружающее ее озеро выглядит фантастично и отсылает нас к итальянской теме в саду. Гроты, желоба с потоками воды, водопады и каскады – водная феерия в парке! Черные и белые лебеди, утки в водной стихии чувствую себе хозяевами озера.

В парке много разнообразных птиц, самые экзотичные содержится в оригинальном птичнике, задекорированным зеркальными панелями, а павлины и куры разных пород свободно гуляют по парку. В озерах парка можно увидеть многочисленных карпов кои, для которых создана специальная естественная система фильтрации.

Рядом с дворцом сады на террасах имеют более регулярную структуру. По террасам можно пройти к парковому кафе и продегустировать местные напитки, наслаждаясь видом на дворец.

Бурная растительность объединила все разнородные элементы сада, затянутые мхом дорожки, стены, скульптуры выглядят очень органично.

Сад настолько разнообразен и многогранен, что хочется вернуться вновь, чтобы открыть новые уголки и детали.

 

 

Наталья Борисова,
Ландшафтная мастерская NB-Garden