|
Сад маркиза. ("Ландшафтный дизайн" № 2/2014)
Вы бывали в гостях у маркиза? Нам такая возможность представилась в Португалии, в загородной резиденции маркиза Де Фронтейра.
Дальновидная тактика властей Португалии побуждает частных владельцев открывать свои замки и дворцы для посещения туристов, предлагая взамен помощь в их восстановлении и содержании. Однако часы приема посетителей строго ограничены, проводятся экскурсии в сопровождении гида и, что бы попасть во дворец необходимо побеспокоиться заранее.
Дворец расположен в пригороде Лиссабона в живописном месте на вершине холма. Небольшой уютный дворец был построен в 1640 г. в качестве охотничьего дома и использовался в летнее время. Вокруг дворца был разбит регулярный сад в стиле итальянского Возрождения. Его владелец Жуан Де Машкареньяш, первый маркиз Де Фронтейра, получил столь высокий титул за заслуги в войне за независимость Португалии от испанской короны 1637-1668 годов.
Трагедия 1755 года, когда разрушительное землетрясение повергло в руины Лиссабон, вынудила семью маркиза переехать в загородный дворец и тем самым дала ему новую жизнь. В короткий срок дворец был расширен и перестоен для возможности круглогодичного проживания в нем.
Свое посещение загородной резиденции маркиза Де Фронтейра мы начали с экскурсии по дворцу. Стены дворца украшены необыкновенными португальскими изразцами – азулежу, с изображением крупных баталий Войны за независимость, мифологических сюжетов, сцен охоты, картин природы.
Слово азулежу или азуле?йжос («zulaycha», «zuleija») имеет арабское происхождение и означает – маленький полированный камушек. Искусство азулежу пришло в Португалию в 15 веке из мавританской Испании. Керамические изразцы использовались для декорации помещений в государствах древнего Востока, России, Италии и Голландии. Но только в Португалии искусство азулежу достигло поистине всенародного признания и стало неотъемлемой частью национальной архитектуры. Менялись мода и стили, вместе с ними менялись техника, мотивы и темы азулежу. Менялась колористика изразцов, переходя от полихромного многоцветья древнего Востока к монохромным сочетаниям белого и голубого, пришедшим из Голландии и обратно, к полихромной цветовой гамме, только более нежных оттенков.
Залы дворца поражают разнообразием сюжетов и качеством изразцовых панелей. Однако более всего нас привлекали картины сада, открывающиеся из окон дворца. Да и что может быть интереснее для ландшафтного архитектора, чем сад, до селе невиданный и столь необычный в своем сине-белом наряде. Кажется, что многочисленным изразцам стало тесно в стенах дома, и они выплеснулись наружу и разбежались по ландшафту. Заинтригованные приоткрывшимися пейзажами, мы, наконец, вышли на приподнятую над садом террасу, соединяющую внутренние помещения с часовней. Терраса, богато декорированная мраморными статуями, изразцами и барельефами, полностью оправдывает свое название «Галерея искусств». Скрытая от палящих лучей солнца роскошными деревьями, в одном из которых мы с удивлением узнали стрелицию, терраса манит своей прохладой и умиротворенностью, приглашая присесть на одну из многочисленных мраморных скамеечек. Сквозь кроны деревьев просвечивает ярко-синий декор небольшого камерного садика, примыкающего к южному фасаду дворца, тенистые тропинки зовут спуститься в сад – «Сад Венеры».
Но прежде, чем мы войдем в Сад Венеры – еще одна остановка в самой старинной части дворца - часовне. Фасад часовни украшен разнообразной мозаикой, собранной из осколков фарфоровой посуды, раковин, минералов, которая может многое рассказать о посещении дворца королем, но свято хранит свои тайны. После приема короля вся посуда, на которой он ел, разбивалась, чтобы никто не мог воспользоваться ею снова. Из этих осколков создавали удивительную мозаику.
Из часовни по крытой лестнице мы спускаемся в Сад Венеры, к самой интересной его части, окруженной синими, поросшими мхом стенами, где расположен грот, получивший название Дом Прохлады "Casa do Fresco” и декоративный бассейн с фонтаном перед ним. В этом самом дальнем, тенистом уголке действительно царит ощущение прохладной свежести, которое поддерживается холодными оттенками синей гаммы. Фонтан в тот день не работал, но не трудно представить, как купидоны верхом на дельфинах, словно в пене морской, парят в брызгах воды, когда фонтан действует. Морская тематика присутствует в азулежу, декорирующих стены бассейна, спинки скамеек, стены грота. Сам грот, усиливая ощущение прохлады, таинственным темным зевом манит заглянуть вглубь, в сердце, где находиться источник воды. Пышный стиль итальянского барокко наложил отпечаток роскоши на оформление грота. Интересно, что в переводе с португальского «perola barroca» - жемчужина неправильной формы. Грот с фонтаном – настоящая жемчужина, спрятанная в перламутровой раковине сада.
Затейливая мозаика и бело-синие азулежу, связывают дом, террасу, часовню и сад Венеры в одно целое так, что границы дома стираются, а сад с гротом кажутся еще одной комнатой дворца под открытым небом. Продолжая прогулку по уютным тенистым дорожкам сада, скрытым от посторонних взглядов, неожиданно выходишь на смотровую площадку с навесом из вьющихся растений. Зеленая беседка, сливаясь с деревьями сада, и с нижней террасы практически не видна. Здесь можно уютно устроиться и не заметно наблюдать за происходящим в нижнем саду и на галереи Королей, любоваться плавающими в пруду черными лебедями. Сад Венеры, окруженный с трех сторон стенами, кажется заглубленным и от этого еще более приватным и уютным, хотя только несколько ступеней отделяют его от уровня галереи.
Поднявшись по ступеням и пройдя через павильон, с черепичной крышей попадаешь на Галерею Королей, откуда с высоты 5 метров смотрят из арочных ниш пятнадцатью скульптурных бюстов португальских монархов. Настроение торжественности усиливает, использование скульптур и ваз на балюстрадах галереи и лестниц, а так же включение золотистого цвета в изразцах, украшающих галерею. Золотые цвета выделяют галерею из ее окружения, а терракотовые оттенки объединяют с фасадом дворца.
С галереи открывается, по истине, роскошный вид на фасад дворца и парадный регулярный сад. Сверху прекрасно читается рисунок орнамента из самшита и система прямоугольного партера, разбитого осями на шестнадцать частей. Величественное сочетание четкого геометрического рисунка, фонтанов, скульптур на постаментах и стриженных растительных форм создает целостную объемную композицию. От главного фасада здания проходит центральная ось, заканчивающаяся живописной перголой, увитой глицинией. Грустно только, что вид на Лиссабон безнадежно испорчен бетонными высотными постройками, разросшегося города.
Две симметричные двух маршевые лестницы, украшенные скульптурами и изразцами, ведут с галереи на нижнюю террасу Большого Сада. Они обрамляют с двух сторон большой прямоугольный водоем, в водной глади которого отражается галерея. Четырнадцать всадников, изображенных на стене галереи, словно гарцуют над водой. Эффект воздушности и движения усиливается сине-голубой гаммой цвета азулежу и мелкой рябью темной воды.
Спустившись с галереи в партерную часть парка, оказываешься окруженным с трех сторон невысокими стенами, щедро украшенными изразцами. Знаки зодиака, аллегорические изображения месяцев года, с бытовыми сценами, характерными для каждого месяца, планеты и созвездия, полные иронии сатирические картины – яркий калейдоскоп сюжетов завораживает посетителя сада.
Коллекция азулежу 17 века, сохранившаяся во дворце маркиза Де Фронтейра, одна из самых больших и интересных в Португалии.
Есть в саду и работы современных художников, которыми было решено декорировать участки стен с утраченными изразцами.
Насыщенный многочисленными деталями сад не перегружен. Объединенный сине-голубой гаммой и стилем он необыкновенно изящен и гармоничен. Многоуровневость, большое количество лестниц и балюстрад зрительно расширяют пространство, оптически увеличивая не большой по площади сад.
Дворец маркиза Де Фронтейра позволяет нам окунуться в историю Португалии, ощутить яркую самобытность ее культуры, традиций. Посетив Португалию однажды, Вы, непременно влюбитесь в эту страну, покрытую патиной старины, с ее уникальной архитектурой, разнообразными ландшафтами и живописными садами.
Ландшафтный архитектор
Борисова Наталья
|
|