Честный ландшафтный проект.
Проектирование и реализация. Работа с заказчиком и партнерами.
("Ландшафтный дизайн", №5 /2017 )


Строительство или покупка дома влечет за необходимость создать индивидуальное пространство вокруг него, благоустроить владение, так чтобы сад стал комфортной средой обитания для всей семьи, подчеркнул достоинства архитектуры или снивелировал недостатки. Сад заряжает положительной энергией, дает ощущение защищенности, уюта, стабильности. Благоустройство участка увеличивает рыночную стоимость недвижимости, дом с красивым садом всегда выглядит лучше и стоит дороже.

Реальная возможность создать авторский сад и при этом сэкономить средства и время, избежать ошибок и переделок при реализации – заказать индивидуальный проект благоустройства у профессионала.

В развитых странах, где рынок ландшафтных услуг уже сформировался есть четкое деление на проектные компании, которые выполняют проектные работы и строительные, занимающиеся реализацией. В России пока большинство ландшафтных компаний занимается и проектированием, и реализацией. Есть плюсы и минусы такой работы. На этапе становления рынка услуг такой подход может быть оправдан, поскольку конечный потребитель – заказчик получает готовый продукт – сад. Но с развитием технологий, появлением новых материалов, с усилением конкуренции и повышением требований к качеству проекта и строительных работ, преимущество получают специализированные компании. Сегодня многие компании предлагают бесплатный проект при заказе строительства у них. Как известно, «бесплатный сыр – только в мышеловке». Над проектом работаю архитекторы, дизайнеры, им необходимо платить зарплату, их труд не может быть бесплатным, просто эти расходы размазываются в смете на строительные работы. Чудес не бывает. Клиент все равно оплачивает проектные работы, да еще и получает «непрозрачную» смету. Грамотный архитектор стоит довольно дорого, и вряд ли компания для бесплатного проекта будет привлекать супер профессионала. В лучшем случае фирма привлечет для работы фрилансера, в худшем новичка или студента. К тому же такой подход имеет следующие недостатки: компания, имеет коммерческий интерес и часто навязывает клиентам свои строительные или отделочные материалы, или растения, которые в данный момент есть в избытке, даже если они не подходят для данного объекта. Компания может сознательно раздувать объемы строительных работ, предлагая дорогостоящие решения или напротив, чтобы не отпугнуть клиента сметой, убеждать его применять более дешевые материалы, грунты, использовать, например, вместо плодородного грунта, более дешевый торф и в меньшем, чем необходимо количестве, что в дальнейшем скажется неблагоприятно на росте и приживаемости растений.

У ландшафтных проектных организаций такой заинтересованности нет. Их заработок не зависит от объема строительных работ, от стоимости материалов. Имея на руках полноценный проект, заказчик при желании может обратиться в любую компанию, грамотные строители никогда не отказываются работать по хорошему проекту.

Проект – это в первую очередь возможность объяснить заказчику идею, это диалог заказчика и дизайнера, поиск наилучшего решения, подбор материалов, растений. На мой взгляд, работать без проекта не профессионально. Это приводит к нестыковкам, хаосу и в конечном итоге к потере времени и финансовому ущербу для заказчика. Результат такой работы не предсказуем и возможен только под постоянным контролем дизайнера. Клиент не платит за проект, но необходимость в постоянном присутствии дизайнера или заказчика на объекте, неизбежные накладки, простой строителей, в конечном итоге может свести на нет этот мнимый выигрыш. Проект позволяет посчитать объемы работ и материалов, подготовить точные сметы на реализацию, оптимизировать сроки выполнения работ и закупки материалов, проконтролировать исполнение, при необходимости, привлечь независимый технадзор, предъявить и обосновать претензии к качеству выполнения работ и соответствию проекту. В настоящее время проект благоустройства относительно стоимости работ стоит не дорого, но помогает существенно экономить на исправлении ошибок. Грамотный проект благоустройства участка – это не лишние затраты, а напротив, возможность сэкономить.

Работа над проектом начинается с глубокого анализа существующей ситуации, с исследования особенностей ландшафта участка, существующей растительности, рельефа, грунтов, микроклимата, природного и архитектурного окружения, детального изучения существующих или проектируемых строений, выявление ограничений, неких «рамок» проекта. Ограничения проекта – это и бюджет, и экологические условия, и окружение участка, которое либо надо визуально изолировать или напротив, включить в пейзажные картины нового сада, и требования к оформлению участка со стороны администрации поселка, и коммуникации, и регламент работ, и логистика, и стилевые предпочтения, философия архитектора и конечно, видение заказчика.

Сад создается всегда для конкретного человека или его семьи, с конкретными привычками, особенностями и пожеланиями. Только плотная связь с заказчиком и личный контакт позволят создать авторский, индивидуальный проект, поэтому мы стараемся работать с владельцами участка напрямую, без посредников.

На основе собеседования с заказчиком и обследования участка разрабатывается техническое задание, в котором отражаются пожелания хозяев, индивидуальная ситуация на участке. Порой техническое задание помогает заказчику понять, что он хочет получить в результате, сформулировать свои потребности. Уже в процессе обсуждения рождаются идеи, выясняется, что заказчик не хочет видеть в своем саду, а какие материалы и растения ему близки, какие эмоции и ассоциации они вызывают. Тесный контакт с заказчиком позволяет понимать их с полуслова, избежать ошибок при проектировании и согласовать эскизный проект с первого раза.

Эскизный проект – это следующий этап проектирования, который включает в себя планировочное решение, принципиальный подбор растений и материалов, колористическое решение и по сути является концепцией проекта и темой для дальнейшего диалога с заказчиком. Основным исходным документом для подготовки проекта является геоподоснова или топографический план участка с нанесенными подземными коммуникациями. Без топографического плана невозможно подготовить проекты инженерной защиты участка от подтопления, вертикальной планировки, да и рабочие чертежи будут не точные и могут потребовать коррекций при выносе проекта в натуру.

Часто возникает вопрос – сколько вариантов эскизного проекта необходимо выдавать клиенту. На мой взгляд, ответ однозначный – один. Заказчик приглашает профессионала, чтобы он предложил лучшее решение, выбрал из многих вариантов самый правильный, тогда зачем предлагать заказчику несколько вариантов, когда заведомо один будет хуже. В результате вариативного подхода заказчик может выбрать не самый удачный вариант или попробовать собрать свой вариант из отдельных частей разных проектов, что приведет к потере целостности концепции и размыву идеи. Это не значит, что архитектор в процессе работы над проектом не рассматривает различные варианты планировочного решения. Вариантов может быть много, но профессионал должен сам выбрать лучшее решение, которое будет удовлетворять всем условиям и защитить его перед клиентом. Защищать проект желательно при личной встречи, чтобы была возможно объяснить свою идею заказчику, почувствовать ответную реакцию. Безусловно, эскизный проект можно дорабатывать, вносить коррективы, пока каждая сторона не будет полностью удовлетворена результатом. Участие владельцев участков в работе над проектом всегда приветствуется, но это не значит, что архитектор должен перекладывать проблему выбора и ответственность за проект на плечи заказчика и делать только то, что ему говорят. Так можно потерять доверие клиента и уважение к самому себе.

После согласования эскизного проекта переходим к следующему этапу – рабочему проектированию. И начинать его следует с расчета проекта вертикальной планировки участка, под которым понимают комплекс мероприятий по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности, разработанный на основе общего архитектурно-планировочного решения. Основными задачами проекта вертикальной планировки является максимальное приспособление существующего рельефа для комфортного и безопасного использования территории и организация стока поверхностных вод, образующихся в результате выпадения осадков и снеготаяния. Проект вертикальной планировки должен обеспечивать и экономическую эффективность ландшафтных работ, минимизировать объемы вывоза и завоза грунта, соблюдение баланса земляных масс (соотношение объемов вынутого и необходимого для насыпи грунтов). При работе с участками в выраженным рельефом иногда приходится дорабатывать эскизный проект с учетом расчетов проекта вертикальной планировки. Проект вертикальной планировки тесно связан с другими инженерными проектами, например, с проектом инженерной защиты участка от подтопления или проще говоря, проектом дренажно-ливневой сети.

Рабочий проект включает в себя генплан, баланс территории с привязкой к материалам, конструкции мощения, схему ландшафтного освещения со спецификацией, разбивочные чертежи, дендроплан с ассортиментной ведомость и посадочными чертежами, проект автоматической системы полива и при необходимости, проекты гидросооружений, малых архитектурных форм, разработка цветников. Очевидно, что дендроплан занимает не основное место в проекте благоустройства, как полагают многие. Дендроплан – отражает породный состав растений и план их посадки. Выбор растений обусловлен в первую очередь идеей, концепцией и экологической оставляющей проекта. Важнейшим критерием при подборе растений является зимостойкость, стабильная декоративность и соответствие оптимальных условий произрастания растений экологическим особенностям участка, почвам, освещенности, влажности. Ландшафтная архитектура и дизайн включают в себя знания во многих отраслях.

Это инженерия – устройство дренажных систем, ливнеотводов, вертикальная планировка участка, система освещения, устройство водоемов. Это ботаника – знания о растениях. Познания в почвоведение и гидрогеологии так же чрезвычайно важны. Это архитектура, понимание стилей, композиции, художественное видение. Дизайнер должен иметь представление о технологии строительства и строительных материалах, чтобы помочь заказчику в выборе и грамотно стоить отношения со строителями.

Знания психологии необходимы для хорошего понимания заказчика и может помочь убедить его в принятии правильного решения. Юридические аспекты деятельность тоже нельзя игнорировать, необходимо грамотно составить договор, оформить отношения с клиентом и подрядчиками. Нужны организаторские способности, умение работать с людьми.

Ландшафтный архитектор должен иметь представление обо всем, что касается благоустройства. Но невозможно объять необъятное. Очень сложно соединить все знания в одном лице или даже компании. Конечно геодезист, фитопатолог, почвовед могут быть и в штате компании, но в частных компаниях держать дорогого специалиста финансово не выгодно. Поэтому важно найти партнеров или подрядчиков для проведения узкоспециализированных работ, например, для проектирования и монтажа автоматической системы полива, или пригласить фитопатологов для ландшафтно-лесопатологической инвентаризации. По опыту, заказчики очень положительно оценивают привлечение экспертов, понимая, что один человек не в состоянии быть специалистом во всех областях. Приглашая эксперта, мы демонстрируем заказчику, намерения добиться максимально возможного результата.

При выборе партеров и поставщиков важно все, начиная с их профессионального уровня и до личностных качеств, ведь от них зависит конечный результат, и репутация архитектора иди компании, которые рекомендовали своих подрядчиков. Мы стараемся выбрать лучших специалистов в своем деле, которым можно доверить наше детище – сад. Для реализации проекта мы приглашаем надежных партнеров, но у заказчика всегда есть право выбора, он может обратиться в любую строительную компанию. При необходимости заказчик может пригласить ландшафтного архитектора для авторского надзора за реализацией проекта и для проверки работы строителей.

С развитием рынка ландшафтных услуг повышаются требования к качеству проекта и его реализации. Формируется мода на индивидуальные, авторские сады, созданные профессионалами.

 

 

Наталья Борисова,
Ландшафтная мастерская NB-Garden